Как я прошел первый модуль аналитики данных в Яндекс.Практикуме

Закончился первый модуль моего обучения в Практикуме и есть, что рассказать по итогу. Изначально я шел, чтобы подтянуть знания по аналитике и применять их в работе на проектах WIM.Agency, а также использовать знания кода, чтобы писать скрипты на пайтоне. В этом посте я расскажу, как устроено обучение и почему его тяжело совмещать с работой.

Перед тем, как пойти на курс я прошел вводный модуль и он дает представление на 50% о том, что тебя ждет на реальном курсе. Там все красиво и весело до тех пор, пока ты не встретился с алгеброй и функциями на настоящем курсе.

Помимо всего остального, я прошелся по выпускникам курса в 2023 году и спросил как им. Решили ли они свои цели. Выборка небольшая — всего три человека, но 2 из 3 сочли курс полезным, а двое даже сменили профессию.

Программа состоит из 4 модулей для тех, кто учится по программе 12 месяцев. В каждом модуле несколько курсов тем для изучения. Один курс занимает три недели и называют его в Практикуме — спринтом. Рекомендуется проходить теорию за неделю и оставшиеся две недели решать самостоятельный проект.

расписание программы аналитик данных плюс
Расписание программы Аналитик данных плюс (12 месяцев) на 2023-2024

Причем на каждой части спринта тебе помогают разные специалисты: при прохождении теории можно обратиться в чат и помощь там зависит от конкретного агента. Были те, кто разжевывал многие непонятные сложные вопросы, а были те, кто отписывался в духе, что не знает альтернативных решений и поддержка подскажет только в рамках теории.

программа первого модуля аналитик данных плюс
Автор прошел все темы первого модуля программы Аналитик данных плюс

Наставник и преподаватель — практикующие специалисты в области аналитики данных. Преподавателю можно задавать вопросы в любой день, а с наставником очные встречи каждую неделю по воскресеньям.

Помимо чата есть еще преподаватель и наставник. Причем преподаватель консультирует только в рамках проекта, а наставник только по профессии. Вот и получается, что на какие-то доп.вопросы тебе идти не к кому. У меня был вопрос в рамках теории, по которому я не стал обращаться в чат, и обратился к преподавателю, на что был вежливо послан в чат, а в чате ребята не смогли подсказать. И это я считаю критичным. Хотя нельзя не отметить, что все, глобально, сделано с заботой о студентах.

По всем организационным вопросам можно писать в личку куратору или задать вопрос в отдельном канале для этого. При этом куратор, правда, поддерживает, когда пишешь, что ни черта не успеваешь делать. В самостоятельных работах общение также происходит с ревьюером, который оставляет комментарии к работе и говорит что исправить.

Инструменты

Тренажер

Большая часть программы первого модуля изучается в уроках с теорией и закрепляются в тренажерах. Последние темы теории состояли целиком из задач в тренажере. Все вопросы по теории и тренажеру можно задать сразу в чате. Отвечают быстро, но только по московскому времени. Из-за этого, когда я утром до работы прохожу теорию в Новокузнецке, то не могу решить какие-то вопросы оперативно. Хотя мне не столь критично. При этом я понял, что максимально удобно учиться и делать задания в браузере Arc, благодаря мультиоконности.

теория в программе аналитик данных плюс тренажер в программе аналитик данных плюс

Пачка

Коммуникация с куратором, преподавателем и наставником происходит в «Пачке». Там можно задавать вопросы. Отвечают не всегда оперативно и поэтому иногда случалось так, что пока ждал ответ, уже решил сам.

канал study в пачке по программе аналитик данных плюс
Это канал study, где можно писать вопросы по самостоятельной работе. Каждый блок разбит на отдельную тему.

JupyterLab

Как я удобно настроил виртуальное окружения для аналитика и JupyterLab

При прохождении второй темы требуется локально ставить JupyterLab, чтобы понять изнутри как все работает. Jupyter — это такой специальный инструмент для аналитиков, который позволяет весь код сразу выводить на экран. Можно работать и в веб-версии, но для меня, как будто бы, после установки пазл сложился воедино. Видишь откуда загружаются данные и видишь, как все обрабатывается. Заодно закрепил знание абсолютного и относительно пути (Никита Котенко, беседы с тобой не прошли зря).

локальная версия JupyterLab
Функция для категоризации значений в данных с комментарием ревьюера

Теория

Теоретические части, особенно на первых двух спринтах — максимально подробные, но будто иногда не дотягивают. Например, мои любимые функции там как-то однобоко поданы, а в процессе ты понимаешь, как с помощью них можно автоматизировать часть процессов для решения. В остальном сделано классно: всякий там интерактив, квизы, разъясняющие графики и таблицы. Больше примеров в посте про вводный модуль.

Практические задания

По ощущениям решение проектов — это мощный бустер практических знаний и их применения. Здесь все зависит от умения докопаться до сути и умения гуглить быстро изучать информацию. Сами задачи интересные:

Заказчик Описание проекта
Банк Есть ли зависимость между количеством детей и возвратом кредита в срок?
Яндекс.Музыка Сравнить поведение пользователей Москвы и Санкт-Петербурга
Яндекс.Маркет Оценить эффективность источников трафика, определите самый выгодный канал привлечения новых пользователей
Яндекс.Недвижимость Какие факторы влияют на конечную стоимость квартиры в Санкт-Петербурге

Другой, скорее негативный фактор, всегда такой: задания после теории кажутся сложными и на какие-то задания у меня уходило около двух дней на поиски решения.

Ко всему, если ты начинаешь первым, то в обсуждениях с преподавателем все пусто. Поэтому психологически, в самом начале, был страх задавать вопросы, но спустя время я понял, что это — деструктивный подход, если я хочу по-настоящему разобраться.

Если идешь последним, то можешь случайно наткнуться на готовое решение кого-то из одногруппников. Это всегда соблазн скопировать и выдать за свое. Причем несколько раз я видел такое, что некоторые студенты копировали решения предыдущих выпускников и выдавали за свое.

Как это можно было понять? Некоторые символы в решении мы не проходили, а значит для решения у тебя ограниченный набор вариантов с учетом знаний, которые ты получил.

Вот, что пишут в программе по окончании модуля на эту тему:

«Не всегда разобраться в документации просто. Поэтому есть сайты, где разработчики и аналитики обмениваются опытом написания кода: определяют проблемы и предлагают решения. Самый популярный ресурс — Stack Overflow.

Stack Overflow устроен, как система «вопрос-ответы», и доступен на русском и английском языках. Stack Overflow представляет собой коллекцию вопросов с подборками ответов на разных языках. Часто в ответах можно найти фрагмент рабочего кода. Как бы ни был велик соблазн немедленно скопировать и вставить его в свою работу, не делайте этого. Сперва проверьте, как именно заимствованный код решает вашу задачу. И убедитесь, что вы понимаете, как он работает. Если код останется для вас чёрным ящиком, спустя время вы не сумеете вспомнить, как он устроен.

Помимо Stack Overflow и подобных ему сайтов, можно обратиться к GitHub. Это хранилище кода. На GitHub разработчики со всего мира выкладывают решения своих задач, а если повезёт — подробно описывают, почему их код устроен именно так. Как и с решениями, опубликованными на Stack Overflow, с GitHub-кодом следует быть настороже и избегать бездумного копирования.

Знакомиться с работой других разработчиков полезно для расширения знаний и кругозора. Если документация и другие сайты не помогли найти решение, попробуйте задать вопрос коллеге.»

Я лично для себя решил так: даже если я нахожу решение предыдущих групп — игнорирую. Пробую сделать сам, потом задать вопрос преподавателю и только если не нашёл оптимальный вариант, иду на Stack Overflow. Причем из самого забавного — были пользователи, которые выкладывали задачи из Практикума прям скринами, чтобы найти помощь. Почему не писали преподавателю — загадка.

Последних два самостоятельных проекта я делал по ночам и ложился в 2-3 ночи, а утром снова садился доделывать правки. И это сказывалось на основной работе, когда ты начинаешь делать кучу ошибок в простейших задачах.

После сдачи проекта ревьюер дал несколько комментариев к таблицам и предложил написать функцию. Проект приняли, но потом решил попробовать и написал свой вариант. Уточнил некоторые моменты у преподавателя и вуаля, написал оптимальный вариант для будущих задач.

Ревьюер — кладезь полезных знаний и решений. Безусловно, зависит от конкретного человека, так как были те, кто писал максимально развернуто на мои вопросы, а были и те, кто писали отписки.

Процесс

Чтобы проходить теорию и вовремя сдавать практические работы я для себя понял, что на теорию нужно было в среднем тратить 4 часа в день. Обычно я проходил 2-3 часа утром до завтрака в 7 утра, а потом еще 1 час до начала рабочего дня. И скажу я вам, что даже после двух часов теории голова не готова воспринимать всю информацию. Т.е. твои когнитивные ресурсы ограничены. Ты не можешь запихнуть больше, чем у тебя для этого есть места в мозге. Отсюда и ограничения, а также проблемы в процессе.

Измерение когнитивных ресурсов из Тинькофф Учебника

Даже если умудриться прочитать эту теорию — нужно ее переварить и осознать, чтобы применять. Потому что, когда я доходил до самостоятельного проекта, то множество информации, которую я мог применить — попросту не мог вспомнить. Почему так происходило? В том числе у меня были разрывы, когда после насыщенного рабочего дня я не мог садиться за теорию и садился только через пару дней. Поэтому будущим студентам и себе я бы пожелал продумать процесс обучения и совмещения.

Автор залипает в телефон между уроками

В интернете много классных отзывов про Практикум, но их проблема в том, что мы не знаем контекст. У кого-то есть возможность проходить курс, не работая, и, наверное, не делая всякие бытовые вещи. У меня совсем другое — у меня есть основная работа и ответственность перед партнером (Яра, привет!), который тоже работает и любит, когда ей уделяют время. Спасибо, что поддерживаешь! Мы много это обсуждали в паре перед тем, как я пошел и приняли все риски (уборка может подождать до выходных) и можно заказать на ужин готовую еду из Самоката.

Хочу учиться не ради достижения результата, а в удовольствие

Это не про курс Аналитик данных плюс, тут придется ебошить

Одним из самых важных и полезных для меня оказалось подробное конспектирование тем и ведение отдельной заметки с типовыми решениями. К середине модуля я стал писать код «налету» и почти не заглядывал туда.

оглавление в заметке в Notion в программе аналитик данных плюс конспект в программе аналитик данных плюс
Автор ведет все заметки в Notion и заглядывает туда сразу пока решает с помощью Slidepad

Из полезных лайфаков — это работать «помидорками» и расписывать некоторые задачи на бумаге, чтобы понять, что от тебя хотят.

Группа

Учится много людей на курсе: и тридцатилетние, и сорокалетние и тем, кому только стукнуло двадцать. Самые дотошные студенты угадаете какие? Конечно тридцатилетние и сорокалетние! На первом спринте был парень, который сдал практику на первой неделе теории и тут же стал комментировать все вопросы студентов в канале, но пыл его совсем охладел ко второму спринту. Больше я так и не видел от него сообщений. Возможно, он уже просто закончил курс :D

У нас есть группа в ТГ, которую сделали сами одногруппники, но я решил не вступать до окончания первого модуля , чтобы не потерять фокус на учебе и не начать тоже советовать. Поэтому сейчас самое время.

Что не понравилось

— «Пинг понг» по вопросам между чатом и преподавателем;
— Высокая нагрузка для работающих студентов;
— Агрессивная реклама Яндекса других своих сервисов. На BF прислали (пуш, письмо и попап);
— Отсутствие развернутых ответов от куратора по дедлайнам и к критике процесса;
— Сложность практических задач (теории курса недостаточно);
— Долгая загрузка тренажера и проверка заданий;
— Стресс из-за дедлайнов.

Советы себе прошлому и будущему

По сути — это все, что я недооценил до поступления:

  1. Планировать свое обучение прежде, чем куда-то поступать
  2. Задавать вопросы всем, кто учится и работает с тобой
  3. Разбираться, пока не поймешь до конца, почему так или иначе
  4. Некоторые задачи не то, чем кажутся — это нормально
  5. Задавать доп. вопросы ревьюеру
  6. Посещать все встречи с наставником
  7. Отсутствие типовых задач на самостоятельных, нужно постоянно расширять кругозор
  8. Чаще заглядывать в папку с инфой по курсу, где оказалось много доп.информации
  9. Не забывать про хитрости и качественно отдыхать

Сэкономить на покупке курса

Я использовал следующий вариант: нашел выпускников, которые стали амбассадорами Практикума и они дали скидку 15% на первый курс, потом выбрал категорию кэшбека у Сбера — 5% за Обучение, но в конце августа Райффайзен давал 5% на все покупки без ограничений и остановился на нем (все лучше, чем «Спасибо»). Итоговый расчет:

Стоимость курса Оплачено Кэшбек Доп.курс Выгода
168000₽ 142800₽ 7531,16₽ 48700₽ 81431₽

За неделю до окончания августа (курс стартовал 15 сентября) менеджер Практикума настойчиво предлагал оплатить курс до конца месяца и получить в подарок отдельный платный доп.курс за 48700₽ по аналитике. Я бы на это не купился, если бы не Райффайзен со своим кэшбеком.

Вместо итога

Итогового абзаца не будет. Я рад, что пошел на учебу спустя ≈9 лет после окончания вуза в свои тридцать пять. Несмотря на то, что я дико злился во время сдачи практики (4 правки ревьюера), понял что больше злился не на него, а себя. Особенно, когда не можешь решить сложную задачу, а сроки горят. Или вот: надо сделать выводы из графика, а ты не «считаешь» картинку или где-то нужно выбрать определенный диапазон в выборке. На мой вопрос ревьюер ответил, что часть решения придет с опытом. Учиться тяжело и не всем подойдет. Для начала нужно было примерно прикинуть, сколько я времени потратил на вводный модуль и умножить на два.

Еще по теме
Мой тред в X на всем протяжении обучения первого модуля

Как учиться в свое удовольствие от Учебника Тинькофф. Рекомендую всем, кто хочет идти учиться

Планированирование задач и проектов по книге Марка Форстера

Send
Share
Pin